План мероприятий
03 апреля 2015
Итоговая научная конференция ВНОС ФРМС
09-10 апреля 2015
Всероссийское учебно-научное совещание «Учение о тканях. Гистогенез и регенерация»
10 апреля 2015
Все мероприятия
Главная / История кафедры нормальной физиологии (с курсом ...
История кафедры нормальной физиологии (с курсом физиологии военного труда)
Преподавание физиологии началось в Военно-медицинской академии на первом этапе ее становления, когда с 1733 г. подготовка врачей осуществлялась в лекарских школах при С.-Петербургских Сухопутном и Адмиралтейском госпиталях, заложенных Петром I в 1715 г. на набережной Невы чуть выше истока Большой Невки. С 1754 г. профессор лекарских школ И.-Ф. Шрейбер начал преподавать физиологию как самостоятельную учебную дисциплину. Она преподавалась в течение четырех лет (с III по VI курсы включительно) из семи. При реорганизации лекарских школ в Главное врачебное училище в 1786 г. профессор одной из трех кафедр преподавал 3 дисциплины: хирургию, анатомию и физиологию. В 1795 г. число кафедр увеличилось до семи, и одна из них стала кафедрой анатомии и физиологии, возглавляемой профессором Н.К. Карпинским. В 1799 г. его сменил П.А. Загорский, ставший впоследствии академиком Академии наук. Профессор Д.М. Велланский в 1817 г. отделил физиологию от анатомии и, объединив ее с патологией, создал кафедру физиологии и патологии.
В 1848 г. кафедра физиологии, передав преподавание патологии на другую кафедру, приобрела полную самостоятельность. Основателем самостоятельной кафедры физиологии в Академии является профессор А.П. Загорский. Он наладил систематическую демонстрацию экспериментов на лекциях, но не смог организовать на кафедре научную работу. Это удалось его преемникам: Н.М. Якубовичу и И.М. Сеченову. Первый из них был избран ординарным профессором в 1860 г., а И.М. Сеченов, избранный в том же году адъюнкт-профессором, в 1864 г. тоже стал ординарным профессором. С 1864 по 1868 г. на кафедре физиологии работали два ординарных профессора, чего не было ни на одной из академических кафедр.
На этой кафедре И.М. Сеченов в 1860-е годы создал первую в России научную физиологическую школу, стал «отцом русской физиологии». С 10-летней работой в академии связаны все его выдающиеся научные достижения: открытие центрального торможения, обоснование рефлекторной природы психической деятельности человека, измерение среднего кровяного давления в артерии, вскрытие закономерностей растворения CO2 в крови и других жидкостях. Эти открытия послужили в дальнейшем базой авиационной и водолазной физиологии. Работы по газообмену и биоэнергетике легли в основу физиологии труда. Исследования в области нервно-мышечной физиологии и электрофизиологии сделали Сеченова родоначальником биофизики в России. Изученные им механизмы взаимодействия организма с внешней средой были реализованы в 1940-е годы при создании кибернетики.
С 1872 по 1875 г. ординарным профессором физиологии работал И.Ф. Цион. Он осуществил перемещение кафедры из деревянного здания Пироговского анатомического института (располагался на месте нынешней кафедры рентгенологии и радиологии) в новый корпус Анатомо-физиологического института (ныне – ул. Лебедева, 37). При этом кафедра обогатилась новейшими приборами. За свою недолгую работу на ней И.Ф. Цион написал оригинальный учебник физиологии и руководство по методикам физиологического эксперимента, провел приоритетные исследования полукружных каналов, продолжал изучение системы кровообращения с позиций нервизма, создал первый эскиз физиологической теории эмоций.
С 1877 по 1895 г. кафедру возглавлял И.Р. Тарханов. В 1881 г. он добился введения в штат кафедры должности прозектора. Курс физиологии медикам был выстроен по университетскому принципу. Тарханова считали лучшим лектором академии. При нем из кафедры вышло 160 научных работ, в том числе 60 докторских диссертаций. «В продолжение 25 лет его научной деятельности, – говорил И.П. Павлов об И.Р. Тарханове, – не осталось, кажется ни одного отдела физиологии, где бы не было видно следов этого живого ума».
Первый российский Нобелевский лауреат, академик АН СССР И.П. Павлов возглавлял кафедру с 1895 по 1925 г. Имел репутацию превосходного лектора. Поскольку каждая лекция сопровождалась демонстрациями экспериментов на животных, его лекционный курс неофициально называли «Физиологией в опытах». И.П. Павлов и его сотрудники проводили научные исследования в трех областях физиологии. При изучении кровообращения они уточнили важные вопросы его нервной регуляции. Физиологию пищеварения Павлов кардинально перестроил, за что был удостоен Нобелевской премии, а физиологию высшей нервной деятельности выстроил заново. До его работ такого раздела физиологии не существовало. И.П. Павлов настолько развил метод хронического эксперимента, что это позволило ему построить синтетическую физиологию. В 1905–1906 гг. кафедру переместили в новое здание, где она находится и поныне (ул. Комиссара Смирнова, 12а).
Преемником И.П. Павлова стал его ученик, академик АН и АМН СССР Л.А. Орбели. При нем практические занятия стали не факультативными, а обязательными. Началось преподавание физиологии военного труда для врачей сухопутных войск, армии и флота, проходивших усовершенствование в академии. Три четверти кафедрального плана НИР занимала военно-медицинская тематика. Наряду с ней кафедральный коллектив продолжал разрабатывать фундаментальные проблемы физиологии. В 1939 г. во дворе кафедры построили специальное здание баротермолаборатории для решения актуальных задач авиационной и морской медицины. Перед Великой отечественной войной на кафедре вели научные изыскания более 30 высококвалифицированных физиологов. Кафедра была признана лучшей физиологической кафедрой во всем мире. Однако по воле И.В. Сталина в 1950 г. Л.А. Орбели был освобожден от занимаемой должности. Это привело к значительному ослаблению кафедры, хотя в течение четырех лет ее возглавляли академик АМН СССР А.В. Лебединский и профессор М.П. Бресткин, которые прежде были заместителями Л.А. Орбели.
С 1954 по 1960 г. заведующим кафедрой работал ученик К.М. Быкова профессор И.Т. Курцин. При нем изменилось основное направление кафедральной НИР – разрабатывались вопросы кортико-висцеральной физиологии и патологии (главным образом, на примере острой лучевой болезни). При сокращении численности Вооруженных Сил СССР в конце 1950-х годов штат преподавателей сократили до четырех человек, причем все они стали гражданскими, кафедру лишили адъюнктуры. В 1960 г. И.Т. Курцин освободил должность заведующего, и она оставалась вакантной до 1964 г. В течение 4 лет обязанности заведующего временно исполнял кандидат медицинских наук, доцент Н.А. Лапшин, перешедший на кафедру после расформирования Военно-морской медицинской академии, где начальником кафедры физиологии был академик АМН СССР К.М. Быков.
В 1964 г. кафедру физиологии, вновь ставшую военной и получившую название кафедры физиологии с курсом физиологии военного труда, возглавил профессор А.С. Мозжухин, ученик Л.А. Орбели и А.В. Лебединского. Новый начальник своим талантом и самоотверженным трудом возродил на кафедре традиции школы Орбели и тем самым восстановил преемственность физиологических школ МХА–ВМА. Ему удалось упорядочить учебный процесс, достичь гармонии в преподавании нормальной физиологии и физиологии военного труда, повысить научный уровень учебного процесса. Основным направлением НИР кафедры было изучение взаимодействия афферентных систем в условиях воздействия на организм экстремальных раздражителей.
С 1975 по 1987 г. начальником кафедры был член-корреспондент РАН и РАМН, профессор В.И. Медведев, также ученик Л.А. Орбели и А.В. Лебединского. Он уделял особое внимание разработке как научных проблем военной психофизиологии и инженерной психологии, так и увеличению удельного веса физиологии военного труда в учебном процессе. По инициативе Медведева на кафедре было разработано и внедрено в учебный процесс 3-годичное усовершенствование слушателей I факультета по психофизиологии.
В 1987 г. на кафедру был возвращен профессор В.И. Шостак, ученик А.С. Мозжухина. Он возродил в качестве основного направления кафедральной НИР исследование взаимодействия афферентных систем в экстремальных условиях. Ему удалось сбалансировать в учебном процессе вопросы нормальной физиологии и физиологии военного труда. При его непосредственном участии был создан первый в академии компьютерный класс для контроля усвоения слушателями учебного материала.
В течение пяти лет (1994–1999 г.) кафедрой руководил А.Т. Марьянович, ученик В.И. Медведева. Основными направлениями кафедральной НИР были исследования пептидергических систем регуляции сосудистого тонуса и теплового баланса организма, а также его адаптации к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. В 1997 г. кафедра физиологии (с курсом физиологии военного труда) была ослаблена значительным (более чем вдвое) сокращением штата преподавателей в связи с образованием в академии кафедры военной психофизиологии. Ослабление усугубил в 1998 г. очередной перевод кафедры нормальной физиологии (с курсом физиологии военного труда) в разряд гражданских кафедр. Она снова лишилась адъюнктуры. В конце 1999 г. А.Т. Марьянович покинул кафедру, после чего в течение полутора лет исполняющим обязанности заведующего был кандидат медицинских наук, доцент И.М. Алекперов.
В 2001 г. заведование кафедрой было доверено член-корреспонденту РАМН, профессору В.О. Самойлову, а заведующим учебной частью стал профессор В.Н. Голубев. Оба ученики А.С. Мозжухина. Вместе с ними на кафедре трудятся доценты И.М. Алекперов, Е.В. Антоненкова, Ю.Н. Королев, старший преподаватель Е.Б. Филиппова, преподаватели В.В. Бекусова, Е.М. Лесова. Учебной лабораторией заведует опытный преподаватель О.В. Савокина. Кроме нее, учебный процесс обеспечивают старший лаборант Л.Ю.Сибирева, заведующая виварием Н.М. Васильева, препаратор Васильев П.А., а также инженер Р.В. Рябоконь. Сотрудники кафедры выполнили большую работу по повышению научно-методического уровня и по приведению в надлежащий порядок учебно-методического комплекса. С 2004 г. учебный процесс стал включать курсовые работы. Они заметно оживили деятельность научного кружка курсантов и слушателей. В НИР кафедра стремится объединить два направления современной физиологии: проблему оценки функционального состояния человека и клеточную физиологию. Благодаря этому можно достичь гармонии в развитии аналитичекого и синтетического изучения функций организма.