Приоритетными направлениями научных исследований кафедры военной психофизиологии являются:
- Разработка проблем организации психофизиологических мероприятий в системе медицинского обеспечения войск.
- Изучение особенностей военно-профессиональной адаптации к условиям службы.
- Исследование проблемы функционального состояния военных специалистов.
- Совершенствование системы профессионального отбора военных специалистов и психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности (учебного процесса).
- Разработка и оценка эффективности новых методик психодиагностики и психофизиологической коррекции функционального состояния.
- Разработка психофизиологических методов оценки стрессоустойчивости военнослужащих.
На кафедре по средам с 17:00 проводятся заседания научного кружка, на которых рассматриваются вопросы разработки и оценки эффективности новых методик психодиагностики и психофизиологической коррекции функционального состояния, разработки психофизиологических методов оценки стрессоустойчивости военнослужащих, психофизиологии цвета, психосоматической диагностики и терапии. Актуальность психосоматики обусловлена высокой распространённостью данной патологии среди всех слоёв населения (до 50-70% среди всех первичных больных). Сюда относятся, прежде всего эссенциальная гипертоническая болезнь, ИБС (стенокардия, инфаркт миокарда), бронхиальная астма, язвенная болезнь, тиреотоксикоз, синдром раздражённого кишечника, большое число кожных заболеваний (нейродермит, экзема и атопические дерматиты), некоторые урогенитальные заболевания, психогенное ожирение и нервная анорексия, мигрень и др.
В плане работы кружка на 2011 год освоение методик диагностики психосоматического статуса: теста Люшера (Lüscher-Test), теста Фрилинга (Frieling-Test), методики экспериментальной диагностики побуждений Л. Сонди (Szondi-Test).
Приглашаем врачей, психологов и психотерапевтов к сотрудничеству!
Приоритетные направления научных исследований.
2006 год:
Компьютерное психофизиологическое обследование военнослужащих. Требование к формату представления результатов. (НИР VMA.03.10.01.0406/0229 «Призывник»).
Совершенствование методов прогнозирования успешности профессиональной деятельности военнослужащих (НИР VMA.03.10.01.0406/0226 «Испытание Р»)
Разработка методик оценки и повышения работоспособности лиц, занятых трудом высокого уровня напряжённости. (НИР № VMA.03.10.01.0406/0228 «Персонал»; НИР VMA.03.10.01.0406/0228)
Разработка методов и средств коррекции работоспособности персонала в экстремальных условиях деятельности и в постэкстремальном периоде (НИР VMA.03.10.01.0506/0227 «Коррекция-2»).
2007 год:
Совершенствование методов прогнозирования успешности профессиональной деятельности военнослужащих (НИР VMA.03.10.01.0406/0226 «Испытание Р»)
Разработка методик оценки и повышения работоспособности лиц, занятых трудом высокого уровня напряжённости. (НИР № VMA.03.10.01.0406/0228 «Персонал»; НИР VMA.03.10.01.0406/0228)
Разработка методов и средств коррекции работоспособности персонала в экстремальных условиях деятельности и в постэкстремальном периоде (НИР VMA.03.10.01.0506/0227 «Коррекция-2»).
2008 год:
Физиологическое обоснование применения метода аудиовизуальной стимуляции для оптимизации процесса военно-профессиональной адаптации курсантов ввуза. (НИР-3 VMA.03.07.02.0809/0261 «Напряжение».
Изыскание новых эффективных комбинаций лекарственных средств на основе антигипоксантов и иммуномодуляторов для повышения метеоустойчивости у специальных контингентов военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации при выполнении боевых задач в различных климатических условиях. (НИР-2 VMA.02.12.01.0609/0214 «Устойчивость-Ф»).
2009 год:
Физиологическое обоснование применения метода аудиовизуальной стимуляции для оптимизации процесса военно-профессиональной адаптации курсантов ввуза. (НИР-3 VMA.03.07.02.0809/0261 «Напряжение».
Изыскание новых эффективных комбинаций лекарственных средств на основе антигипоксантов и иммуномодуляторов для повышения метеоустойчивости у специальных контингентов военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации при выполнении боевых задач в различных климатических условиях. (НИР-2 VMA.02.12.01.0609/0214 «Устойчивость-Ф»).
2010 год:
Организация работы медицинской службы Вооружённых Сил Российской Федерации в мирное время. (НИР-2 VMA.02.01.05.1011/0297 «Новь»).
Перечень книг, опубликованных сотрудниками кафедры:
1. Сысоев В.Н. и др. Общая психофизиология. Учебное пособие для слушателей и ординаторов факультета руководящего медицинского состава. СПб.: ВМедА, 2003. — 296 с.
2. Савченко С.В., Сысоев В.Н. Психофизиологическая коррекция психосоматических нарушений у военнослужащих: основы теории и практики. – СПб.: Политехника сервис, 2005. – 150 с.
3. Войтенко А.М. Средства и методы сохранения и восстановления профессиональной работоспособности. СПб.: ВМедА, 2005. – 72 с.
4. Войтенко А.М. Психофизиология безопасности операторской деятельности. СПб.: ВМедА, 2005. – 68 с.
5. Методики военного профессионального психологического отбора. Под ред. проф. Г.М. Зараковского, и В.И. Лазуткина – М.: Воениздат. – М.: Воениздат, 2005. – 528 с.
6. Цыганок И.И. Полный тест М. Люшера в практике врача-психофизиолога. Учебно-методическое пособие для слушателей факультета послевузовского и дополнительного образования. СПб.: ВМедА, 2005. – 160 с.
7. Цыганок И.И. Методика Сонди в практике психологического консультирования. СПб.: ВМедА, 2005. – 108 с.
8. Цыганок И.И. Исследование личности с помощью теста Л. Сонди. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2005. – 128 с.
9. Становление и развитие психофизиологии военно-профессиональной деятельности в России / под ред. проф. Сысоева В.Н. – СПб, 2007. – 146 с.
10. Цыганок И.И. Методики обследования для психологического консультирования. Учебно-методическое пособие для слушателей факультета послевузовского и дополнительного образования. СПб.: ВМедА, 2007. – 96 с.
11. Цыганок И.И. Типология Юнга в психологическом консультировании и HR-менеджменте. СПб.: ВМедА, 2007. – 124 с.
12. Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация Полного клинического теста Люшера. Методическое руководство. СПб.: Речь, 2007. – 264 с.
13. Булка А.П., Медведев Д.С. Профессиографический анализ деятельности (Учебное пособие для слушателей ординатуры) – СПб: Береста, 2007. — 72 с.
14. Булка А.П., Медведев Д.С., Зотов М.В. Методы психотерапии. Учебное пособие для слушателей ординатуры. – СПб: Береста, 2007. – 56 с.
15. Булка А.П. Моделирование медицинских экспертных систем на основе нечёткой нейронной сети (монография) — СПб.: ВМедА, — 2008 — 72 с.
16. Булка А.П., Медведев Д.С. Современные психотехники: технология профессионально-психологического отбора кадров Учебно-методическое пособие для слушателей ординатуры – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 582 с.
17. Биология. Современный курс. Под. Ред. А.Ф. Никитина – СПб.: СпецЛит, 2008. – 494 с.
Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК:
Сысоев В.Н., Булка А.П., Войтенко А.М. Кафедре военной психофизиологии военно-медицинской академии – 10 лет. — Военно-медицинский журнал.- 2007.-Т.328.- №5 С. 78-80
Сысоев В.Н., Чермянин С.В., Корзунин В.А., Будко Д.Ю., Шубин А.В. Методические и организационные проблемы обеспечения профессионально-психологического сопровождения учебного процесса в вузах Министерства обороны. Военно-медицинский журнал.- 2008.-Т.329.-№6 С. 33-38
Сысоев В.Н., Булка А.П., Войтенко А.М. Кому и как разрабатывать медицину военного труда. Вестник Российской Военно-медицинской академии.- 2009.- №3 (27) С. 162-165
Сысоев В.Н., Юрченко И.А., Козлова И.Ю., Корнилова А.А. Оценка и прогнозирование функционального состояния организма и работоспособности на период длительного рабочего цикла. // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях.- 2010.- №1 С.31-34
Булка А.П., Жуков А.С., Сысоев В.Н., Швец В.А. Психофизиологическая экспертиза курсантов иностранных армий, обучающихся в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Вестник Российской Военно-медицинской академии – №3(27), 2009 С. 162-165
Булка А.П., Назаров С.С., Шмидт А.А., Куралех Н.С., Соломко Д.В. Качество жизни и особенности профессионального здоровья военнослужащих-женщин. — Вестник Российской Военно-медицинской академии – №2(30), 2010 С. 96-99
Булка А.П., Костюк Г.П., Лобачёв А.В., Булка К.А. Технологии биологической обратной связи в диагностике и коррекции нервно-психической дезадаптации курсантов военных образовательных учреждений. — Вестник Российской Военно-медицинской академии – №2(30), 2010 С. 126-129
Булка А.П., Булка К. А., Лобачёв А. В., Назаров С. С., Тимошкова Ю. Л., Шмидт А. А. Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин. — Вестник Российской Военно-медицинской академии – №2(30), 2010 С. 170-173
Шаров Р.А., Козлова И.Ю., Иванов Э.Ю. Некоторые особенности военно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе. — Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2009. – № 3 С. 44-47
Шаров Р.А., Козлова И.Ю. Особенности вегетативной регуляции у курсантов с различным характером развития адаптации к условиям обучения в военном вузе — Вестник Российской Военно-медицинской академии. – СПб, 2009 . – №3 (19) С. 29-32
Войтенко А.М., Ерофеев А.А., Самойлова С.В., Булка А.П. Когнитивные процессы у больных со стенозом сонной артерии: исходные нарушения и восстановление после оперативного лечения. — Вестник Российской Военно-медицинской академии, 2010, №3 (31) С. 186-188
Вернуться назад